Главная » Статьи » НАША ПАМЯТЬ » НАША ЗВЕЗДНАЯ ПАМЯТЬ

Найден маятник космических часов. Пора искать циферблат и стрелки!

Уставшие от своей древности Великие пирамиды Гизы, как и тысячи лет назад, величаво устремляли свои вершины в ночное, по южному черное, небо, где во всей красе распростерлось созвездие Орион. Мнимое величие рук человеческих не впечатляло звезды. И они безучастно продолжали изливать свет, как делали это миллионы лет до появления пирамид.

Приближалось к концу двадцатое столетие "новой" (для нас) эры.

Возможно, в одну из таких ночей 1993 года бельгийского инженера-строителя Роберта Бьювэла - большого любителя астрономии, посетило озарение, позднее названное ошеломляющим открытием. Р.Бьювэл увидел то, что другие до него не замечали: расположение трех Великих пирамид в районе Гизы соответствовало расположению на небе трех звезд, образующих т.н. пояс Ориона.

При этом, расположение пирамиды Хуфу соответствует положению звезды Ал-Нитак в созвездии Орион; пирамиды Хафры - звезде Ал-Нилам; пирамиды Менкаура - звезде Минтака. Даже размер пирамид соответствует светимости указанных звезд.

Но Р.Бьювэла смущало одно обстоятельство: три звезды пояса Ориона в 1993 году находились как бы в перевернутом положении по отношению к трем Великим пирамидам.

Другими словами, полное совпадение положений звезд и пирамид явно относилось к какому-то другому времени. К счастью, астроном-любитель не только увлекался простым созерцанием звездного неба, но имел глубокие познания в астрономии и, конечно же, был знаком с явлением, которое называется прецессией равноденствий.

Рассчеты, выполненные любителем, показали, что расположение Великих пирамид соответствует тому положению звезд пояса Ориона, которое можно было бы наблюдать в 10450 году до н.э. Интересное наблюдение, подкрепленное рассчетами, было опубликовано. Публикацию хорошо восприняли математики и астрономы. Правда, ортодоксальные египтологи продолжали придерживаться собственной хронологии, согласно которой возведение Великих пирамид Гизы завершилось в период четвертой династии фараонов, т.е. около 2500 года до н.э.

Возможно, догадка Р.Бьювэла так и осталась бы в анналах науки в качестве идеи дилетанта, красиво связавшего землю с небом.

Но история развивается по своим законам. Если для осуществления какого-то замысла ей нужна "историческая" личность, она обязательно появится в нужное время и в нужном месте. Если истории потребуются прорывные идеи, она создаст условия и идеи родятся. Конечно, случаются и сбои. Но сейчас речь не о них.

Практически в это же время (1992 - 1996гг) геологи Уэст, Шох и другие убедительно доказали своими методами, что эрозия тела Сфинкса у подножия Великих пирамид - это результат воздействия влаги. А высокая влажность в этом регионе была в одиннадцатом тысячелетии до н.э. И этот факт означал, что какая-то высокоразвитая цивилизация возвела Сфинкс ранее 10000 года до н.э., т.е. задолго до наступления династического периода в истории древнего Египта.

Совпадение расчетов Р.Бьювэла и геологов относительно одиннадцатого тысячелетия до н.э. в истории человеческой цивилизации не могло быть случайным.

Открытия Бьювэла и Уэста, как оказалось, были лишь первыми шагами на пути поиска еще более общей закономерности, доказывающей связь деяний земной цивилизации с небесами.

В 1996 году молодой ученый Джон Григсби, целенаправленно изучая расположение храмовых сооружений комплекса Ангкор в Камбодже, сделал блестящее открытие.

Оказалось, что главные сооружения Ангкора моделируют расположение звезд северного созвездия Дракон. Совпадение в расположении звезд созвездия на небе и сооружений комплекса Ангкор на земле - совершенно удивительное. Соблюдена не только конфигурация созвездия, но и выдержано (в земном масштабе) соотношение видимых расстояний между звездами Дракона. Создается впечатление, что звезды Дракона служили своеобразным шаблоном при планировке сооружений Ангкора. Фактически, Ангкор - это земная карта небесного созвездия.

Открытия Бьювэла, Уэста и Григсби не могли не заинтересовать Грэма Хенкока и Санта Файя - авторов знаменитой книги "Зеркало небес, или поиск пропавшей цивилизации".

К этому времени в их распоряжении уже была компьютерная программа "Скайглоуб 3,6". Она позволяла рассчитать влияние прецессии на положение звезд и точно имитировать картину звездного неба и наблюдать её в том виде, как она могла бы выглядеть с любой точки поверхности Земли, в любую эпоху с точностью до конкретного года, месяца, дня, часа и минуты.

Из текстологических и археологических источников известно, что сооружения храмового комплекса Ангкор были построены в течение четырех столетий между 802 и 1220 годами н.э. кхмерскими монархами, конкретные имена которых сохранила нам история.

Исходя из некоторых соображений, решено было посмотреть с помощью компьютерной программы картину звездного неба в районе Ангкор по состоянию на 1150 год н.э., в день весеннего равноденствия, в 6 часов 23 минуты утра.

И компьютер нарисовал следующую картину: на востоке из-за горизонта выглядывает половина солнечного диска; а Дракон распростерся в "верхней кульминации" своего ночного маршрута по меридиану.

Но созвездие в это время оказывается как бы перевернутым "вверх ногами", т.е. по отношению к сооружениям храмового комплекса Ангкор на земле повернуто на 180 градусов.

Для того, чтобы Дракон оказался в том же положении, что и храмы Ангкора, должно пройти 12 часов. В 6 часов 23 минуты вечера созвездие окажется в "нижней кульминации".

Но именно в "нижней кульминации" созвездие располагается далеко под линией горизонта и, таким образом, становится невидимым для наблюдателя, находящегося на земле Ангкора. Здесь следует особо подчеркнуть, что расположение объектов храмового комплекса Ангкор соответствует расположению звезд Дракона тогда, когда созвездие находится именно в "нижней кульминации".

Отсутствие идеальной корреляции заставило исследователей прогнать через компьютерную программу каждый день 1150 года н.э. (В этом году, согласно данным письменных источников, завершилось строительство главного храма комплекса Ангкор).

Для того чтобы обнаружить хотя бы один момент, когда созвездие Дракон находилось бы над горизонтом в "нижней кульминации", пришлось прогнать через программу всю эпоху строительства комплекса с девятого по двенадцатое столетие н.э.

Как не удивительно, но такого момента компьютерная программа не выявила!

В рассмотренную эпоху высота над горизонтом (восхождение) созвездия Дракон была слишком малой и нижняя кульминация всегда происходила за горизонтом. Иными словами, в период, когда были построены храмы Ангкора, не было ни одного случая (в том числе и в дни весеннего равноденствия), чтобы Дракон находился над северной линией горизонта в своей нижней кульминации.

И все же, два очевидных факта обязывали исследователей продолжить поиск:
- храмы Ангкора точно воспроизводят взаимное расположение основных звезд созвездия Дракон в его нижней кульминации;
- все основные звезды созвездия находились в небе над Ангкором на рассвете в день весеннего равноденствия в 1150 году н.э. в верхней кульминации, но в повернутом на 180 градусов положении.

Сама собой напрашивалась аналогия с сооружениями в районе Гизы в Египте - Великими пирамидами и Сфинксом. Здесь тоже компьютерная программа не выявила идеальной корреляции между расположением трех звезд пояса созвездия Орион на небе и тремя Великими пирамидами на земле в 2500 году до н.э. А именно этот год, как утверждают египтологи, был годом окончания строительства пирамид Гизы.

Но зато, как показала компьютерная имитация, идеальное соответствие между небесной и земной картиной пришлась на рассвет в день весеннего равноденствия в 10500 году до н.э.

Созвездие Орион в этот момент находилось точно на юге, а созвездие Льва точно на востоке. ( Земным символом небесного созвездия Льва является Сфинкс, лицо которого обращено на восток.)

Сейчас можно только догадываться, с каким волнением авторы "Зеркало небес" снова обращались к компьютерной программе, чтобы получить ответ на вопрос: "какова корреляция между расположением звезд созвездия Дракон и храмовыми сооружениями комплекса Ангкор на рассвете в день весеннего равноденствия в 10500 году до н.э.?"

И компьютерная имитация, как по заказу, нарисовала следующую картину: в момент восхода солнца в день весеннего равноденствия 10500 года до н.э. созвездие Дракон оказалось точно на севере посередине неба, распростершись на меридиане достаточно высоко над горизонтом и точно воспроизводя в небе расположение на земле главных храмов Ангкора.

Таким образом, было установлено, что существует единственный момент прецессионного цикла, когда наблюдается точное соответствие между земной и небесной картинками, как в районе Гизы (в Египте), так и в Ангкоре (в Камбодже), хотя они удалены друг от друга на расстояние в 72 угловых градуса. Некоторые незначительные отличия, имеющие место быть в данной картине, объясняются разным местоположением Гизы и Ангкора по широте.

Одно важное замечание: в созвездии Дракон находится северный полюс эклиптики (СПЭ). Сейчас вблизи СПЭ располагается Полярная звезда. Но так было не всегда. Примерно в 10450 году до н.э. из этой точки исходил свет звезды Вега. Сегодня мы видим ее на юге. Возможно, для предыдущей цивилизации меридиан, проходящий через сегодняшний Ангкор, был нулевым, как для нас гринвичский. И от него начинался суточный отсчет времени. А почему бы и нет!

Так что, на галактических часах сейчас около шести часов утра. Знать бы еще какого дня и года?

Обнаружение (пусть и виртуальное) столь уникального момента (восход солнца в день весеннего равноденствия 10500 года) в прецессионном цикле требует осмысления. Предстоит понять, прежде всего, какая информация, пришедшая неведомым путем из многотысячелетней временной глубины, попала в наш мыслительный аппарат.

А пока вернемся к главной теме данной публикации.

Выявление одного единственного знакового мгновения в природном циклическом процессе протяженностью в 26 тысяч лет, безусловно, - выдающееся открытие. И все его участники заслуживают глубокого уважения. К участникам надо отнести и разработчиков компьютерной программы, которая позволила землянам, чья жизнь лишь в редких случаях продолжается в течение столетия, увидеть картину звездного неба в очень далеком прошлом.

Непосредственным же авторам удалось совместить знание о механизме открытия с механизмом другого космического явления. В современной астрономии оно называется "маятник Дракон - Орион".

Дело в том, что движение земной оси по прецессионному кругу приводит не только к миграции точки восхода Солнца в день весеннего равноденствия по зодиакальному кругу с периодом около 26 тысяч лет (в различных источниках можно встретить величину данного периода равную 25770, 25800,25840.25920 лет).

Мигрирует (разумеется, для земного наблюдателя) и наклонение все видимых звезд.

Так, например, звезда Ал-Нитак в "поясе" созвездия Орион опускается по меридиану Гизы с самой высокой точки над горизонтом ( 58 градусов 11 минут над южным горизонтом) до самой низкой точки (11 градусов 8 минут) за 13 тысяч лет. В это же самое время звезды созвездия Дракон поднимаются над горизонтом по меридиану Ангкора. По истечению 13 тысяч лет описанный процесс начинает происходить в обратном порядке.

Цикл это - вечен: 13 тысяч лет вверх. 13 тысяч лет вниз. Вверх - вниз. И так вечно, т.е. пока будет существовать в стабильном состоянии наша Галактика.

Маятник "Дракон - Орион" будет совершать свое движение даже тогда, когда на Земле исчезнет последний мыслящий наблюдатель.

Говоря языком мастера-часовщика, описанное явление правильнее было бы назвать "анкерной вилкой". Именно это устройство в наших механических часах сдвигает толчкообразно секундную стрелку на одно деление (по часовой стрелке) на циферблате.

Характер природного явления несколько отличается от нашей земной механической копии. Здесь плавно вращается вокруг своей "оси" циферблат с востока на запад. А "рисунок" звездного неба для разных мест Земли - разный.

Начитавшись всех этих астрономических премудростей, однажды, очередной любитель (уже третий в истории о космических часах!) задался вопросом: "а как же определять постоянно время по часам, в которых есть механизм движения и вращающийся циферблат?"

Ответ лежал на поверхности. Нужна всего лишь стрелка.

Теперь проблема сводилась к одному. Где искать эту самую пресловутую "стрелку"?

В поисках ответа любитель снова обратился (в который уже раз!) к своей любимой пирамиде Кукулькан ( Мексика).

В 2010 году в публикации "Кукулькан. Равноденствие. Тень-змея. Зачем это нужно?" он попытался доказать, что пирамида была спроектирована и построена специально, чтобы замерять точное время продолжительности свето-теневого эффекта на балюстраде северной лестницы в день осеннего равноденствия.

Это явление сейчас называется "схождением тени-змеи".

Время схождения светотени лежит в основе сверхточного майянского календаря и связано с прецессией.

Кстати, игру светотени можно наблюдать еще в одном месте земного шара - в загадочном Саксайуамане (г.Куско в Перу). Здесь есть древнее сооружение, называемое почему-то "крепостью". С одной стороны "крепость" опоясана стеной странной формы, не имеющей смысла с точки зрения фортификации. На непонятных изгибах этой стены и можно наблюдать игру светотени. Чтобы понять значение такой игры, надо точно определить место, с которого наблюдатель должен начать отсчет времени прохождения светотени по изгибам стены (скорее всего, в день осеннего равноденствия). И может оказаться, что назначение изгибов стены в Саксайуамане такое же, как ступеней на балюстраде северной лестницы пирамиды Кукулькан в Мексике. С одним отличием: продолжительность игры светотени на стене в два раза больше, чем на пирамиде. Насколько мне известно, пока игра светотени на стене "крепости" в Саксайуамане интереса ни у одного исследователя не пробудила.

Любитель, о котором сказано выше, посвятил пирамиде Кукулькан и календарю майя еще несколько публикаций в Интернете:
"Звезда на плато Пальпа в Перу и пирамида Кукулькан в Мексике - звенья глобальной системы";
"Маленькие замечания к большим мифам о календарях майя";
"13-й знак Зодиака в календаре майя "тцолькин".

Но сейчас (точнее, в 2016 году) любитель рассматривал "свою" пирамиду под другим углом зрения. Рассуждения любителя были просты. Если в различных местах земного шара, удаленных друг от друга на значительные расстояния, имеются сооружения, копирующие расположение звезд некоторых созвездий, то, может быть, и основные сооружения в Чичен-Ица являются земной картой какого-то созвездия?

В переводе на русский язык Кукулькан - "оперенный змей", т.е. "нечто похожее на змея с крыльями". Согласитесь, такой трактовке вполне может соответствовать лебедь с его длинной шеей. В астрономическом каталоге созвездие северного неба Лебедь - одно из самых известных, о чем свидетельствуют многочисленные мифы разных народов. Всем известна конфигурация созвездия и набор звезд в нем. Современное астрономическое название созвездия - "астеризм Северный крест". В центре перекрестия - яркая звезда Садр, во многих мифах символизирующая хранительницу космического времени.

У разных народов было свое представление о конфигурации созвездия.

Например, вавилоняне видели в очертаниях созвездия "лесную птицу", у которой звезда Денеб (альфа Лебедя) - хвост, а Альбирео (бета Лебедя) - клюв.

У арабов созвездие ассоциировалось с образом "курицы".

В каталоге звездного неба Клавдия Птолемея созвездие носит название "Птица".

Оставим и древним майя право видеть в очертаниях созвездия "оперенного змея".

Главная черта всех образов - вытянутое вдоль Млечного пути удлиненное тело.

А теперь внимательно посмотрим на расположение самых известных объектов Чичен-Ицы.

В центре большой площади стоит пирамида Кукулькан. По моему предположению она - земной символ звезды Садр (вспомните! "хранительница космического времени"). В публикации "Кукулькан. Равноденствие. Тень- змея. Зачем это нужно?" подробно изложено значение заключенного в этом понятии смысла применительно к пирамиде.

К северу от пирамиды протянулась, прямая, как стрела, дорога - "Священный путь" - длиной в 270 метров. Вероятно, в этой величине закодирована какая-то важная информация, скорее всего, связанная с прецессией.

Северный конец "Священного пути" упирается в "Священный сенот" (колодец), который может считаться земным отображением звезды Альбирео.

К югу от пирамиды находится еще один колодец, соответствующий расположению звезды Денеб. Оба колодца имеют карстовое происхождение. Так утверждают специалисты.

Сооружения Чичен-Ицы, раскинувшиеся к востоку и к западу от пирамиды, можно трактовать, как крылья "оперенного змея".

В земной картине обращает на себя внимание одна интересная деталь. Воображаемая прямая, соединяющая северный и южный колодцы, точно совпадает с направлением "Священного пути" и проходит по центру пирамиды Кукулькан. Прямая эта, как впрочем, и пирамида, отклонена на несколько градусов к востоку от направления север - юг.

Воображаемая прямая, соединяющая северный и южный колодцы, - возможный намек на то, что они питаются из одного водоносного слоя, и, таким образом, составляют как бы единое целое (своеобразные символы пасти и ануса змея, где "Священный сенот" - пасть).

Но куда более значимыми являются отрезки, из которых состоит воображаемая прямая, соединяющая колодцы: отрезок от пирамиды до северного ("Священного") колодца и от пирамиды до южного колодца.

Если принять эти отрезки за радиусы и с их помощью получить две окружности, расположив большую сверху, меньшую снизу, с затем объединить их общей поверхностью, получится перевернутый конус, в котором верхняя окружность будет символизировать прецессионный круг. А угол наклона поверхности перевернутого конуса к его центральной оси - это угол наклона земной оси к плоскости небесного экватора. В настоящее время этот угол равен 23 градусам 27 минутам, но не является извечно постоянной величиной. Он может изменяться в пределах от 24 градусов 30 минут до 22 градусов 6 минут. Примечательно, что изменение расстояния (в каких-то ограниченных пределах) между двумя окружностями нашего воображаемого перевернутого конуса имитирует описанное природное явление.

Некоторое отступление от главной темы ("поиск стрелки космических часов"), сделано сознательно. На одном лишь примере (воображаемая прямая, соединяющая два колодца в Чичен-Ице) хотелось показать, сколько скрытого от нас смысла могут содержать детали древних артефактов.

Сравнение небесной и земной картины на меридиане Чичен-Ицы выявляет, что созвездие Лебедь здесь оказывается перевернутым, точно также, как перевернуты звезды пояса Ориона по отношению к Великим пирамидам Гизы и как перевернуто созвездие Дракон в Ангкоре.

Для получения идеальной корреляции, надо повернуть созвездие Лебедь так, чтобы звезда Вега оказалась на сегодняшнем месте Полярной звезды, т.е. примерно на 180 градусов. И перед нами предстанет картина звездного неба подобная той, которая была нарисована компьютерной программой для 10500 года до н.э. на меридианах Гизы и Ангкора. Без сомнения, эта же программа без труда справится с задачей установления точной даты и на меридиане Чичен-Ицы.

Суммируя уже известные данные и предположения о том, что древние сооружения в Чичен-Ице, с главной ее достопримечательностью - пирамидой Кукулькан, - являются земной картой созвездия Лебедь ( в майянской интерпретации "оперенного змея"), единственным "кандидатом" на роль стрелки космических (точнее, галактических) часов необходимо признать "Священный путь".

Мне трудно удержаться от соблазна высказать эвристическую идею, не имеющую никакого документального подтверждения и основанную только на интуиции.

Когда-то на плоской крыше сооружения, венчающего пирамиду Кукулькан, находился вращающийся диск, разделенный на 364 равных частей, по числу дней в году по календарю майя. Каждое деление означало и единицу углового измерения. На диске был нарисован участок северного звездного неба, где в качестве главного объекта выступало созвездие Лебедь в тех очертаниях, которые ассоциировались с образом "Оперенного змея". В центре диска неподвижно была закреплена стрелка, направление которой точно совпадало с направлением "Священного пути". Вращая диск против часовой стрелки (т.е. на запад), "хранитель времени" совмещал положение звезд "Оперенного змея" на небе с положением, нарисованным на диске.

Таким образом, определялось "точное" время в прецессионном цикле и позволяло постоянно поддерживать удивительный по точности и структуре календарь майя. Календарь майя "тцолкин", вероятно, был рассчитан на полный прецессионный цикл, т.е. на 26 тысяч лет (округленно). Сопоставление небесной картины с земной производилось, наверное, в дни осеннего равноденствия.

Надо полагать, что Чичен-Ица не единственный обладатель галактических часов. Они должны были быть и в других местах, где прецессия находилась под наблюдением. Правда, в каждом из таких мест стрелками служили другие ориентиры.

Читатель, который до конца прочитал данную публикацию, наверное, испытывает некоторое раздражение: текст не содержит ни одной схемы, рисунка или фотографии.

Дело в том, что все астрономические явления, о которых здесь упоминалось, прекрасно иллюстрированы схемами и рисунками в книге "Зеркало небес". В бесчисленных публикациях о пирамиде Кукулькан тоже достаточно фотографий значимых объектов Чичен-ицы.

С уважением: Владимир Гацуцын